Место
Координаты
Рельсы Монзы
Монзенская железная дорога. Монза. Чувствуете, как пахнет от этого слова чем-то древним, вечным и могучим, как вологодские леса? Чем-то основательным и неспешным, как жизнь в далёких таёжных посёлках? Чем-то загадочным, как старый рельсовый путь в лесной глуши? Это ощущение захлестнуло меня, когда я первый раз узнал о Монзенской железной дороге. И тогда же возникло желание обязательно посетить эти края. Но что же представляет собой Монзенская железная дорога, привлекающая, к слову, многих путешественников и исследователей малоизвестных железных дорог? Это ведомственная (т.е. не имеющая отношения к МПС-РЖД) лесовозная дорога нормальной колеи. Одна из её уникальных черт состоит в том, что протяжённость её магистрального хода составляет целых 238 км, а вместе с ветками – около 300 км! Другая необычная черта состоит в том, что бОльшая часть Монзенской железной дороги проходит по глухим местам, отрезанным от автодорог и недостижимым иными видами транспорта. Благодаря этой изолированности, время в немногочисленных посёлках, расположенных вдоль Монзенской дороги, как бы остановилось, законсервировалось, и их атмосфера осталась той же, какой была многие годы назад. На Монзе сохранились уникальные экземпляры подвижного состава, кое-где лежат рельсы ещё демидовского производства, а ещё – на всей дороге сохранились настоящие семафоры! Правда, они уже не работают, но изящные ажурные мачты с застывшими красно-белыми крыльями по-прежнему устремлены ввысь, напоминая о тех временах, когда множество составов с лесом деловито сновало туда-сюда по монзенским рельсам. Строительство Монзенской дороги началась в далёком 1933 году. Нет, она вовсе не была лагерной, как можно подумать и как упоминают некоторые источники. Решение о строительстве железной дороги было принято в связи с резко возросшими объёмами леса, заготавливаемого и вывозимого Монзенским леспромхозом. Леспромхоз заготавливал дрова и древесный уголь для отопления Москвы, а также снабжал московские предприятия деловой древесиной. По ряду обстоятельств было принято решение строить не узкоколейку, а железную дорогу нормальной колеи. Её начальным пунктом стал разъезд Вохтога на линии МПС Вологда-Буй, им он остаётся и по сей день, но Вохтога из разъезда превратилась в станцию и крупный посёлок.
Сейчас объёмы перевозок по Монзенской дороге значительно сократились, но дорога продолжает жить и работать, на её части даже сохраняется регулярное пассажирское сообщение (4 раза в неделю ходит ночной поезд Вохтога-Ида с прицепным вагоном до Каменки). Самому дальнему участку дороги (Ида-Кема), к сожалению, грозит исчезновение в связи с сокращением вывоза леса и строительством автодороги.
КООРДИНАТЫ:
N 59° 2.295' E 41° 16.969'МЕСТНОСТЬРоссияВологодская обл.Грязовецкий р-нБЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТВосья, Истопная, Стеклянка
Местоположения
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии