Skip to Content

Царское Село (Пушкин)

Место отдыха: 
Санкт-Петербург, Ленинградская обл.
Россия
Вид отдыха: 
Автопробег. Поездки на машине
Музеи. Интересные люди
Семейный, отдых с детьми
Количество дней: 
1 день

Любуясь живописными видами Царского Села, роскошью и великолепием его дворцов и парков, трудно и представить, что эти земли, ставшие царской резиденцией лишь спустя несколько лет после основания города на Неве, могли принадлежать шведам.

А между тем так все и было. Эта территория являлась частью Шведского королевства почти сто лет, до тех пор, пока в 1702 году  Петр I не отвоевал земли в ходе Северной войны.

Впрочем, «происхождение»  этих мест все же русское – в XII веке край назывался Ижорской землей Господина Великого Новгорода, шведами же он был оккупирован в начале XVII века.

После того как земли вернулись в состав Российской империи, они были подарены небезызвестному  А.Д. Меншикову, но позже перешли во владение Екатерины Алексеевны, будущей жены Петра I, и получили статус дворцовых земель.

Фотография с портала

До завоевания Петра I на территории будущей загородной резиденции находилась усадьба шведского магната Sarishoff (фин. Saari mojs), что  означает «мыза на возвышенном месте». Русские называли это место Сарской мызой. Позже оно была переименовано в Сарское Село, с началом же дворцового строительства получило высокий титул Царского  Села.

Фотография с портала

Фотография с портала

 

Фотография с портала

Мраморный мост

Царская резиденция начала строиться в 1710 – 1720 годах, затем вокруг нее появились  деревни и слобода дворцовых служителей .

В течение двух столетий Царское Село было императорской резиденцией. После революции дворцово-парковый ансамбль превращен в музей и переименован в Детское Село (советские власти отдали некоторые здания учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей), а в 1937 году, спустя сто лет после гибели А.С. Пушкина, город решили назвать в его честь – великий русский поэт воспитывался в стенах  Императорского лицея. В конце XX века дворцово-парковый ансамбль получил статус заповедника и стал называться Царским Селом.

Сегодня дворцово-парковый ансамбль Царское Село смело можно назвать одним из самых выдающихся памятников мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Созданием этого шедевра занимались талантливейшие архитекторы, скульпторы и живописцы того времени, творившие в стилях барокко и классицизма. Также в Царском Селе впервые в России появились интерьеры в стиле модерн.

Екатерининский дворец 

Большой Екатерининский дворец по праву можно назвать жемчужиной дворцово-паркового ансамбля. Он начал строиться в 1717 году по приказу Екатерины I. Строительство дворца было поручено известному немецкому архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну, который в 1714 – 1716 годах также руководил строительством в Петергофе. В 1724 году работы были завершены, и это торжественное событие решено было отметить с размахом. На празднике палили из пушек, среди почетных гостей были Петр I и видные государственные деятели.

Уже во времена  Елизаветы дворец, представлявший собой небольшое двухэтажное здание с типичной для начала XVIII века архитектурой, решено было расширить по проекту архитектора М. Г.  Земцова. После его смерти в 1743 году строительство дворца поручили Доменико Трезини и А.В. Квасову, а в 1745 году Трезини сменил С.И. Чевакинский.

С 1748 по 1756 год работы возглавил  обер-архитектор Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли. Императрица решила полностью перестроить здание, и именно при ней дворец приобрел нынешний вид.

В 1756 году строительство Екатерининского дворца было завершено, и Растрелли представил свое творение Елизавете Петровне.

Фотография с портала

Дворец, выполненный в стиле барокко, не может не восхищать своим великолепием. Фасад здания украшен золочеными фигурами атлантов, кариатид  и другими лепными украшениями (скульптор И. - Ф. Дункер).  Северный корпус увенчан золочеными куполами Дворцовой церкви, а южный – куполом с многоконечной звездой на шпиле.

Фотография с портала

Расстрели сделал расположение залов во дворце анфиладным, что было для России того времени новаторством. Парадная анфилада, украшенная золоченой резьбой, получила название «золотой». Кстати, на позолоту внутреннего и внешнего убранства ушло около 100 кг червонного золота!

В 1770е годы, по желанию  императрицы Екатерины II, которая стала новой хозяйкой резиденции, оформлением интерьеров занялся шотландский архитектор Чарлз Камерон. Сегодня можно полюбоваться воссозданными интерьерами Зеленой столовой, Официантской, Парадной голубой, Китайской голубой гостиной и Опочивальней – все эти комнаты были созданы Камероном для великого князя Павла Петровича (будущему императору Павлу I)  и его супруги Марии Федоровны. Также Камерон оформил Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Серебряный кабинет, Синий Кабинет (Табакерку), Купольную столовую и Опочивальню.  К сожалению, залы пострадали в ходе Великой Отечественной войны, пока они не восстановлены. 

Фотография с портала

В 1817 году в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года по заказу императора Александра I  архитектор В.П.Стасов создал Парадный кабинет и смежные с ними комнаты.

Множество тайн и легенд связано с Янтарной комнатой. Изначально комната была спроектирована для летней резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Автором проекта стал И.-Ф. Эозандер (ранее авторство приписывалось А. Шлюгеру). Позже янтарные панели, над которыми трудились лучшие европейские мастера, установили в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Фотография с портала

В 1716 году Янтарный кабинет был подарен Петру I в связи с заключением союза между Россией и Пруссией, а в 1743 году панели из «золота» Балтийского моря были размещены в Третьем Зимнем дворце, строившемся для императрицы Елизаветы Петровны. В 1755 году по приказу Елизаветы Петровны янтарные панели были перевезены и установлены в Большом Царскосельском  дворце. Комнату также украшало великолепное собрание янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров, наборные комоды русской работы и китайский фарфор.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была похищена немцами и отправлена в Кенигсберг. Там она была выставлена в Музее янтаря, однако в 1944 году при отступлении немцы забрали янтарные панно, и с тех пор их местонахождение не известно.

Сегодня в Екатерининском дворце можно полюбоваться воссозданной Янтарной комнатой, работа над которой длилась 24 года. Также в Янтарный кабинет вернулись наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние» (были обнаружены в Германии). Но, похоже, местонахождение первой Янтарной комнаты так и останется загадкой.

 

Екатерининский парк

Если верить преданиям, Старый сад – творение самого Петра I. Говорят, император лично посадил дубы и платаны. Достоверно известно лишь то, что планировкой парка занимались голландские садовые мастера Я.Роозен и И.Фохт в 1720х годах. Позже сад расширили и перепланировали, а в центре появилась  скульптура Ф. Б. Растрелли – именно он создал павильоны «Эрмитаж» и «Грот». Комплекс Адмиралтейства, Эрмитажная кухня, а также Верхняя и Нижняя ванны появились в 1770х годах (архитекторы В. И. и И. В. Нееловы).

Фотография с портала

 

Фотография с портала

Павильон Эрмитаж

 

Фотография с портала

Павильон Грот

 

Фотография с портала

Адмиралтейство

Работы по созданию пейзажного Английского парка были начаты в 70х годах XVIII века  В.И. Нееловым и закончены садовым мастером И. Бушем. В это же время, в память  победы России в войнах с Турцией, были возведены  Башня-руина, чугунные Готические ворота,   Чесменская, Морейская, Крымская колонны и др., а в начале XIX века, в честь победы над армией Наполеона,  появились ворота «Любезным моим сослуживцам».

Фотография с портала

 Фотография с портала

Башня-руина

Скульптура  «Девушка с кувшином», автором которой является П.П. Соколов, была установлена в 1816 году. Статуя,  повторяющая сюжет известной басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Сейчас в парке установлена копия фонтана, а оригинал хранится в фондах музея-заповедника.

 Фотография с портала

Разделяет Старый Сад и Английский парк грандиозное сооружение в греко-римском стиле – Термы Камерона. Комплекс построек в античном стиле был возведен шотландским архитектором Ч. Камероном по велению Екатерины II – императрица пожелала иметь в своей летней резиденции «античный дом». В архитектурный ансамбль входят Камеронова галерея, павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветной сады и Пандус.

Фотография с портала

Висячий сад Царского Села – один из двух сохранившихся висячих садов в России и один из немногих исторических висячих садов в мире. Здесь росли яблони, сирень и  жасмин, а также тюльпаны, пионы, розы и др.

Фотография с портала

Фотография с портала

Агатовые комнаты

 

Александровский дворец

Новый Царскосельский дворец – другая достопримечательность Царского села. Роскошное здание стало подарком Екатерины II любимому внуку, будущему императору Александру I (отсюда впоследствии появившееся название). Дворец начали строить по проекту итальянского архитектора Д. Кваренги  в 1792 году, а в 1796 году Александр и его супруга въехали в новую резиденцию. Помимо Кваренги, в работе над архитектурным обликом, а также в создании и отделке интерьеров принимали участие и другие известные мастера (архитекторы В. П. Стасов, А. И. Штакеншнейдер, Р. Ф. Мельцер, живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари и др.).

Несмотря на то, что дворец строился специально для Александра I, император предпочитал останавливаться в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце, а вот Николай I и его семья любили бывать именно здесь. В 1860 году в Александровском дворце скончалась императрица Александра Федоровна, супруга Николая I.

В 1904 году Александровский дворец стал постоянной резиденцией Николая II (будущий император родился в Царском селе). Здесь проходили важные встречи и переговоры, здесь принимали послов и иностранных деятелей.  Именно в Александровском дворце состоялось празднование 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.

Фотография с портала

 Горностаев, Алексей Максимович - Александровский дворец в Царском селе

 

Александровский парк

Александровский парк состоит из  регулярного Нового сада и пейзажного парка. На первоначальном этапе устройства парка архитекторы и садовые мастера планировали разбить регулярный сад, однако к концу XIX века интерес к геометрически правильной планировке был утрачен, и в моду вошли английские пейзажные парки. Сегодня граница между регулярным и пейзажным парками постепенно стирается, на месте ухоженных подстриженных деревьев  разрастаются деревья.

Новый сад создавался в 40-х годах XVIII века, аллеями он поделен на четыре равных квадрата и окружен со всех сторон Крестовым каналом. В первой части сада, слева от Китайского моста, расположена куртина «Грибок», во второй можно полюбоваться живописными прудами.

Насыпная гора «Парнас», расположенная в третьем квадрате, была возведена в 1755 году. На вершине горы планировалось построить беседку с куполом, однако план не был осуществлен. В четвертой части сада находится Китайский театр, или, как его называли при Екатерине II, Каменная опера. К сожалению, здание сильно пострадало из-за обстрела во время  Великой Отечественной войны.

Фотография с портала

Китайская деревня, находящаяся в Новом саду, была построена в 80х годах XVIII века и представляет собой комплекс одноэтажных домиков, в центре которого расположено здание «обсерватории».  В конце XVIII века стиль шинуазри (от фр. chinoiserie, букв. китайщина), ветвь рококо, был популярен  во всей Европе. Здания в китайском стиле появились в Швеции, Германии и др. Екатерина II также не хотела отставать от моды, в связи с чем и был разработан план комплекса (считается, что автором проекта был А. Ринальди).

В XIX веке китайские домики были перепланированы и превращены  в апартаменты, каждый домик дополнен садиком для отдыха. Летом в Китайской деревне жил выдающийся русский историк, писатель и поэт  Николай Михайлович Карамзин. Здесь в 1822 – 1825 годах он работал над «Историей государства Российского». Домики и сейчас используются под гостевые апартаменты.

Фотография с портала

В восточном стиле также выполнены мосты Нового сада Александровского парка: Большой Китайский, Драконов, Крестовый, Большой Каприз, Малый Каприз и др.

Фотография с портала

Крестовый мост

Фотография с портала

Драконов мост

Фотография с портала

 Большой Каприз, малый Каприз

На месте пейзажного парка когда-то располагался Зверинец – здесь содержались дикие звери для царской охоты, а в конце XVIII века Д. Буш Младший приступил к созданию Сада в пейзажном стиле. Позже работы были продолжены другими архитекторами и садовыми мастерами (П. В. Неело,  Д. Менэрс, А. А. Менелас, Ф. Лямин). Комплекс зданий в неоготическом стиле: Шапель,  Арсенал, Белая башня, Ламской павильон, Пенсионерная конюшня – был сооружен архитектором А. А. Менеласом.

Фотография с портала

Фотография с портала

 Шапель

Фотография с портала

 Арсенал

Фотография с портала

Белая башня

В Пенсионерной конюшне содержались верховые лошади «Собственного седла императора Александра Павловича», переведенные из Санкт-Петербурга в Царское Село доживать свой век «на пенсионе». Недалеко от конюшни находится Кладбище лошадей, где были похоронены любимые кони императоров (от Александра I  до Николая II). На кладбище более 110 могил.

 Фотография с портала

Пенсионерная конюшня

Ламской павильон был возведен в 1820–1822 годах для содержания лам, которые были присланы в качестве подарка императору Александру I  из Южной Америки. Здесь также были жилые покои, а позже и Фотографический кабинет. Здание Ламского павильона сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, сегодня можно увидеть лишь руины.

На островке, расположенном в  центре пруда, находится Детский домик, построенный в 1830 году для детей Николая I. Перед  домиком были установлены мраморные бюсты воспитателей и наставников будущего императора Александра II – Карла Карловича Мердера и русского поэта  Василия Андреевича Жуковского.

Фотография с портала

Фотография с портала

На островке во второй половине XIX века были захоронены императорские собачки, два надгробия сохранились до наших дней.

Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Телефон: +7 (812) 465 20 24 (автоответчик), +7 (812) 465 94 24 (администратор)

Режим работы: http://tzar.ru/info/hours

Стоимость билетов: http://tzar.ru/info/price

Как добраться: http://tzar.ru/info/transport

http://tzar.ru/